maxresdefault

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]22 апреля 1724КёнигсбергПруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, человек, оказавший широчайшее влияние на историю современной западной философии. Написал ставший важнейшим и в то же время одним из самых трудных для понимания философских трудов — «Критика чистого разума». Идейный вдохновитель философской школы неокантианства.

img77

scale_1200

Главная идея Канта — автономия и достоинство человека как существа наделенного самостоятельным разумом и свободой. Свобода проявляется в способности иногда действовать из моральных соображений вопреки природным склонностям и себялюбию. Разум — это сочетание инструментальной рациональности, то есть способности подбирать средства и проектировать достижение любых целей, и умения различать долг перед тем самым моральным законом, который внутри, и выбирать моральные цели. Существование внутри нас морального закона Кант считал чудом не меньшим, чем существования звездного неба над нами. Изумление перед звездным небом двигало кантовским исследованием природы, изумление перед невесть откуда взявшейся нравственностью приводило в движение его исследование человека. При этом Кант не был мечтателем и хорошо понимал, каковы реальные люди, и из какого грязного материала сделана человеческая история. Его поиск — это поиск оснований для веры в человека перед лицом очевидного и неизбывного людского несовершенства.

Широко известен кантовский проект вечного мира, который вдохновил многие поколения политиков, стремящихся к обустройству международной политики на разумных основаниях. Кантианские надежды на такое обустройство иногда с легким пренебрежением называют политическим идеализмом, но они лежат в основе международного права. Появление таких организаций как ООН напрямую связаны с идеями Канта.

Еще у Канта есть знаменитая «вещь сама по себе». Если коротко, Кант утверждает, что мы наделены познавательными способностями, которые позволяют воспринимать и упорядочивать опыт, поступающий извне. Представьте, что мы смотрим на мир через сложный оптический прибор. Каков мир «на самом деле», мы можем сказать лишь оторвавшись от прибора и взглянув невооруженным и неискаженным взглядом — во всяком случае так подсказывает здравый смысл. Однако от вшитой в нас природой оптики мы оторваться не в состоянии и все видим через нее. Поэтому каково это «все» само по себе, независимо от нашего восприятия, мы сказать не можем.

Кант вроде как утверждает, что внешний мир, или, в его терминологии, вещь сама по себе, совсем непознаваема, но вместе с тем служит причиной того, что нам является. Выходит противоречие: раз мы знаем, что вещь сама по себе — причина того, что нам является, мы уже не можем сказать, что эта вещь так уж непознаваема — и кое-что мы все-таки знаем. Спор о том, так это или нет, не прекращается — и в нем отметились участники от Гегеля и Ленина до современных философов. Возможно, эта интрига для кого-то станет поводом почитать «Критику чистого разума» и самостоятельно разобраться с «вещью самой по себе». (https://meduza.io/feature/2018/12/01/v-kaliningrade-konflikt-iz-za-kanta-on-i-pravda-pisal-plohoe-o-rossii-a-kakie-idei-ego-tak-proslavili)