ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ20190913_110451

13 сентября 2019 г. прошло открытие «Школы социального проектирования» для СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций). Вы можете получить бесплатные консультации по инвестиционным проектам, стартапам, конкурсам на получение субсидий, грантов, разработкам программ, концепций, стратегий по телефону: 89062175839;

Консультации по социальным проектам для всех желающих проводятся по предварительному согласованию, по телефону 89062175839;

Одним из важнейших факторов, определяющих гармоничную жизнь в старости, является уровень  отношений пожилых людей с окружающим миром, с  социальной средой. Вместе с тем, одним из стереотипов, привнесенных из прошлого, является расхожее убеждение о том, что во всех неудачах следует винить «ответственных лиц». Отрицательную роль в этом играют подчас и средства массовой информации, которые, формируя негативное общественное мнение, косвенно способствуют тому, что у людей, особенно преклонного возраста, складывается убеждение в том, что позитивные изменения невозможны «в принципе», что «от нас ничего не зависит» и т.д. В среде пожилых людей появляются иждивенческие настроения. Интерактивный проектный подход  в обучении отчасти помогает решению проблемы, способствуя формированию критического мышления, позволяя открыто и независимо высказывать суждения, воспитывая ответственное отношение к общему делу, к коллегам, развивает крайне важное в пожилом возрасте чувство групповой принадлежности.    

Проектный подход  предлагает решение следующих образовательных задач: 

  1. Социальное проектирование. Идея его заключается создании проектов в социальной сфере в процессе обучения. Проектный подход предполагает на первом этапе обсуждение потребностей общества, социальных проблем, актуальных в данном регионе, отстаивании интересов какой-либо социально незащищенной группы населения. Проектирование — это процесс разработки идеи, создания и реализации полезного, социально-значимого проекта. Основной смысл этой технологии — в создании условий для развития социального мировоззрения личности. Он позволяет пожилому участнику в учебной опытной обстановке устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром.        Таким образом, под социальным проектированием понимается деятельность:

- имеющая выраженный социальный эффект;

- в результате которой создается реальный и цельный «продукт», причем подготовленный от идеи («мечты») до разработки конкретных задач, необходимых мер, действий и вполне   реалистичного плана действий; 

- каждый такой «продукт» отличает уникальность, новизна;

- подготовка проекта предполагает также и осмысление необходимых ресурсов для воплощения идеи;

Поскольку разработка проекта – комплексная задача, то она требует от пожилых участников определенных инициатив и действий, связанных с поиском информации, необходимых материалов. Источником информации могут быть информационные материалы предлагаемых дистанционных курсов.  Представление проекта коллегам и заинтересованным лицам (даже в учебной обстановке) тренирует навыки самопрезентации и дает опыт работы в команде. Но, пожалуй, главная цель этой деятельности – возможность обратить внимание пожилых людей на социальные проблемы региона, осмыслить и осознать собственные ресурсы, реалистично оценить свои возможности в плане улучшения жизни социума.

Работая над проектом, участники отвечают на следующие вопросы: 

- почему возникла идея проекта? В чем его актуальность?

- в чем заключается цель и идея проекта? Что и как предполагается изменить в жизни общества?

- в чем его особенность? Чем проект отличается от уже существующих, аналогичных, похожих?

- значение проекта в общекультурном контексте? Как именно он повлияет на ситуацию в городе, в регионе?

Работа над проектом позволяет почувствовать представителю старшего поколения значимость своей деятельности, внутренне повысить  социальный статус, открыть в себе новые возможности. Разрабатывая проект, участники получают уникальный опыт практической деятельности, который в дальнейшем может быть перенесен в самые разные сферы жизни (подготовка к ремонту, планирование путешествия).  Но наибольший эффект достигается тогда, когда даже совсем небольшая идея (мини-проект) реализуется в жизни.

Для разработки проектной идеи могут понадобиться дополнительные знания по социально-правовой тематике, для чего участники используют материалы соответствующего курса (например, «Электронное правительство») 

  1. Проектный подход как метод промежуточной оценки знаний слушателей, когда он фактически представляет собой учебно-тренировочное задание, которое позволяет оценить: — степень освоения полученных знаний, умений и компетенций; — степень готовности слушателя к самостоятельному решению практических задач на основе полученных знаний; — готовность к сотрудничеству и к работе в команде; — готовность брать на себя ответственность.  Разработку проекта целесообразно проводить в мини-группах по 3-4 человека. Слушатели объединяются в группы по желанию и взаимным предпочтениям.  Перед началом разработки проекта слушатели должны получить подробный инструктаж о рамках работы (организационные детали, такие как форма подачи, срок и место.

Создавая собственный продукт, участники углубляют знание, закрепляют степень освоения материала, критически осмысливают получаемую информацию. Здесь важно, чтобы участники понимали: проект – это законченное «произведение».