Консультации по социальным проектам для всех желающих проводятся по предварительному согласованию, по телефону 89062175839;
Одним из важнейших факторов, определяющих гармоничную жизнь в старости, является уровень отношений пожилых людей с окружающим миром, с социальной средой. Вместе с тем, одним из стереотипов, привнесенных из прошлого, является расхожее убеждение о том, что во всех неудачах следует винить «ответственных лиц». Отрицательную роль в этом играют подчас и средства массовой информации, которые, формируя негативное общественное мнение, косвенно способствуют тому, что у людей, особенно преклонного возраста, складывается убеждение в том, что позитивные изменения невозможны «в принципе», что «от нас ничего не зависит» и т.д. В среде пожилых людей появляются иждивенческие настроения. Интерактивный проектный подход в обучении отчасти помогает решению проблемы, способствуя формированию критического мышления, позволяя открыто и независимо высказывать суждения, воспитывая ответственное отношение к общему делу, к коллегам, развивает крайне важное в пожилом возрасте чувство групповой принадлежности.
Проектный подход предлагает решение следующих образовательных задач:
Социальное проектирование. Идея его заключается создании проектов в социальной сфере в процессе обучения. Проектный подход предполагает на первом этапе обсуждение потребностей общества, социальных проблем, актуальных в данном регионе, отстаивании интересов какой-либо социально незащищенной группы населения. Проектирование — это процесс разработки идеи, создания и реализации полезного, социально-значимого проекта. Основной смысл этой технологии — в создании условий для развития социального мировоззрения личности. Он позволяет пожилому участнику в учебной опытной обстановке устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром. Таким образом, под социальным проектированием понимается деятельность:
- имеющая выраженный социальный эффект;
- в результате которой создается реальный и цельный «продукт», причем подготовленный от идеи («мечты») до разработки конкретных задач, необходимых мер, действий и вполне реалистичного плана действий;
- каждый такой «продукт» отличает уникальность, новизна;
- подготовка проекта предполагает также и осмысление необходимых ресурсов для воплощения идеи;
Поскольку разработка проекта – комплексная задача, то она требует от пожилых участников определенных инициатив и действий, связанных с поиском информации, необходимых материалов. Источником информации могут быть информационные материалы предлагаемых дистанционных курсов. Представление проекта коллегам и заинтересованным лицам (даже в учебной обстановке) тренирует навыки самопрезентации и дает опыт работы в команде. Но, пожалуй, главная цель этой деятельности – возможность обратить внимание пожилых людей на социальные проблемы региона, осмыслить и осознать собственные ресурсы, реалистично оценить свои возможности в плане улучшения жизни социума.
Работая над проектом, участники отвечают на следующие вопросы:
- почему возникла идея проекта? В чем его актуальность?
- в чем заключается цель и идея проекта? Что и как предполагается изменить в жизни общества?
- в чем его особенность? Чем проект отличается от уже существующих, аналогичных, похожих?
- значение проекта в общекультурном контексте? Как именно он повлияет на ситуацию в городе, в регионе?
Работа над проектом позволяет почувствовать представителю старшего поколения значимость своей деятельности, внутренне повысить социальный статус, открыть в себе новые возможности. Разрабатывая проект, участники получают уникальный опыт практической деятельности, который в дальнейшем может быть перенесен в самые разные сферы жизни (подготовка к ремонту, планирование путешествия). Но наибольший эффект достигается тогда, когда даже совсем небольшая идея (мини-проект) реализуется в жизни.
Для разработки проектной идеи могут понадобиться дополнительные знания по социально-правовой тематике, для чего участники используют материалы соответствующего курса (например, «Электронное правительство»)
Проектный подход как метод промежуточной оценки знаний слушателей, когда он фактически представляет собой учебно-тренировочное задание, которое позволяет оценить: — степень освоения полученных знаний, умений и компетенций; — степень готовности слушателя к самостоятельному решению практических задач на основе полученных знаний; — готовность к сотрудничеству и к работе в команде; — готовность брать на себя ответственность. Разработку проекта целесообразно проводить в мини-группах по 3-4 человека. Слушатели объединяются в группы по желанию и взаимным предпочтениям. Перед началом разработки проекта слушатели должны получить подробный инструктаж о рамках работы (организационные детали, такие как форма подачи, срок и место.
Создавая собственный продукт, участники углубляют знание, закрепляют степень освоения материала, критически осмысливают получаемую информацию. Здесь важно, чтобы участники понимали: проект – это законченное «произведение».