Университет серебряного возраста имени В.И. Вернадского г. Черняховска (перейти по ссылке).

Вчера. Сегодня. Завтра (история вопроса в России и мире).

Сегодня на планете проживает 810 млн. пожилых людей или 11,5 % населения Земли. Согласно данным Минздравсоцразвития РФ, продолжительность жизни растёт и в нашей стране. Средняя продолжительность жизни по России в 2011 году составила 70,3 года.

К сожалению, в современном обществе не развиты механизмы, позволяющие стимулировать социально содержательную деятельность лиц пожилого возраста, облегчая тем самым их адаптацию в пенсионный период. Выход на пенсию многие социологи называют «шоком» или «неврозом отставки», поэтому очень важно сделать этот стресс менее сильным. Пожилым людям бывает сложно адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире, что зачастую вызывает насмешку у более молодого поколения. Оказываясь в информационном вакууме, пожилой человек ещё больше замыкается в себе, испытывает чувство тревоги, не может смириться с новыми жизненными обстоятельствами. В связи с этим людям старшего возраста необходимо помочь реализовать себя в информационном пространстве современного общества, открыть новые таланты и получить новые знания для дальнейшей полноценной жизни. Всего этого можно достичь только при развитии системы неформального образования пожилых людей.

Геронтообразование

– это социальная технология, которая направлена не только на обучение пожилых, но и на подготовку кадров для работы с этой категорией. Основной мировой тенденцией в этом направлении является создание Университетов третьего возраста. В России технология активно внедряется в последние годы на базах КЦСОН. Однако история подобных образований в мире насчитывает уже несколько десятилетий.

Первый институт образования пенсионеров был основан еще в 1962 году в Нью-Йорке. Уже тогда общемировая тенденция к старению населения стала актуальной. И именно с этого момента ведет отсчет современная система образования для пожилых.

Развитие этой сферы привело к формированию двух основных моделей Университетов третьего возраста.

1

Континентальная, в которой Университеты образуются как структура на базе других образовательных учреждений и организаций (или КЦСОН, как в России).

2

Британская. В этой модели образование рассматривают как отдельную структурную единицу. Пожилые сами могут организовывать занятия, делиться опытом и знаниями. Уже к 1995 году в Великобритании существовало 266 подобных университетов.

Специфика обучения пожилых имеет свои особенности. Университеты третьего возраста направлены не на приобретение профессиональных навыков. Их цель – удовлетворение потребности в общении, обучение навыкам самопомощи, освоение современных информационных технологий.

20191119_105459

Развитие образования для пожилых на сегодняшний день на довольно высоком уровне в Великобритании, Польше, Германии, Франции, Голландии, Японии и Америке. Для российского общества Университет третьего возраста – относительно новое явление. Первые попытки такой работы начали внедряться приблизительно с 1995 года, а их организация больше напоминала клубную работу.

Сейчас направление активно развивается на базах КЦСОН. Во многих регионах проводятся исследования, их результат позволяет говорить: наши граждане пожилого возраста хотят учиться, общаться и жить полной жизнью. Однако, в целом, отношение к старости отличается от того, как смотрят на этот процесс за рубежом.

Многие пенсионеры в России полностью посвящают себя детям и внукам, полагая, что это единственный путь быть полезными, ограничивают социальные контакты и т.п. Задача геронтолога – показать все стороны общественной жизни, в которой может быть задействован индивид, найти для него интересные направления саморазвития.

Приобретение новых знаний. Исследования на базах КЦСОН говорят о том, что пожилые хотят учиться. В сферу их интересов входят: информационные технологии, медицинская самопомощь, правовые основы, психология, различные виды искусствотерапии и ЛФК.

Поддержание социального статуса. Пожилые граждане признаются, что посещают подобные университеты, так как хотят находиться среди сверстников. Задача Университетов сводится к налаживанию контактов, приобретению новых знакомств и личной жизни.

Университеты третьего возраста на сегодняшний день — одно из наиболее эффективных направлений социально-образовательной работы, направленной на «оптимизацию процесса социальной адаптации лиц пожилого возраста, интеграцию жизненного опыта старшего поколения в жизнь социума», а также на «содействие преодолению социального исключения, повышению социального статуса и активности пожилых людей посредством вовлечения их в процесс неформального образования, волонтерской деятельности, создания условий для развития социальных контактов и творческой активности».

20200128_120058