Семинар «Меры поддержки бизнеса в Калининградской области.

25.05.2018 г.

с семинара ТПП25 мая в конференц-зале Черняховской городской библиотеки прошел семинар «Меры поддержки бизнеса в Калининградской области». Семинар проводила Калининградская торгово-промышленная палата, совместно с администрацией городского округа (управление перспективного экономического развития и поддержки малого предпринимательства). К участию в семинаре были приглашены представители местного бизнес-сообщества, которые с удовольствием откликнулись на это приглашение. Принял участие в семинаре и прокурор Черняховска Сергей Заболотный.

С приветственным словом к собравшимся обратились президент Калининградской торгово-промышленной палатой Феликс Лапин и глава администрации Черняховского городского округа Сергей Булычев.

«В канун государственного праздника – Дня российского предпринимательства, который в этом году отмечается 26 мая, хочу пожелать предпринимателям, чтобы они ощущали себя, как основу экономики и основу нашего общества, и поздравить их с праздником» — сказал Феликс Лапин.

Сергей Булычев также поздравил предпринимателей с праздником, и сказал: «Мы рады приветствовать вас в Черняховске, на особой территории, которую наш губернатор Антон Алиханов назвал центром востока Калининградской области. У нас есть довольно много успешных предпринимателей, представителей бизнес-структур, которых я сегодня хочу поблагодарить за то внимание, которое они оказывают муниципалитету. У нас выстроена продуктивная совместная работа, которая без сомнения будет в дальнейшем развиваться и крепнуть. Главное достояние нашего муниципалитета, это люди и совместным трудом мы обязательно сделаем их жизнь лучше».

Феликс Лапин и Сергей Булычев вручили благодарственные письма главы администрации предпринимателям, внесшим наиболее весомый вклад в развитие округа.

Затем с информацией о деятельности Калининрадской торгово-промышленной палаты рассказал ее председатель Феликс Лапин. С докладом «О мерах поддержки экспорта по программам АО «РЭЦ»» выступила эксперт по работе с экспортерами АО «Российский экспортный центр» Елена Романова. Директор Фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)» Кирилл Лило рассказал о финансовых и нефинансовых мерах поддержки предпринимательства.

На семинаре также выступили: Александр Юдин, руководитель Департамента по работе с членами палаты и поддержке предпринимательства, Лариса Докучаева, руководитель обособленного подразделения г.Черняховска, и Светлана Петренко, эксперт по ВЭД.

Участники семинара – черняховские предприниматели – задали докладчикам множество вопросов, касающихся практической стороны реализации программ поддержки, а специалисты дали на них подробные квалифицированные ответы.

По информации администрации Черняховского городского округа

1 часть.

Вопросы для обсуждения.

1. О финансовых и нефинансовых мерах поддержки предпринимательства.

2. Рассказ о торгово-промышленной палате.

IMG_7632 IMG_7635 IMG_7640 IMG_7641

__________________________________________________________

2 часть.

1. О мере поддержки экспорта по программам АО «РЭЦ»

2. Услуги ТПП.

IMG_7649 IMG_7651

На мероприятии от нашей рабочей группы было 2 чел. Нас очень интересовал вопрос о вывозе из КО отходов для утилизации или как сырьё (в рамках Таможенного кодекса).

Таможня объяснила, почему калининградские переработчики отходов не могут вывезти продукцию

Источник:TKS 27.04.2018

Переработчики отходов Калининградской области стали испытывать трудности при вывозе произведенной продукции на остальную территорию России из-за норм вступившего в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического сообщества. Кодекс стал действовать с 1 января 2018 года. Об этом говорится в комментарии, предоставленном корреспонденту «Нового Калининграда» в пресс-службе областной таможни

«Товары, помещенные на территории ОЭЗ Калининградской области под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (то есть товары, при ввозе которых в регион не уплачивалась пошлина — прим. „Нового Калининграда“), а также товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утратившие свои потребительские свойства и ставшие непригодными для использования в том качестве, для которого они предназначены, имеют статус иностранных товаров, — констатировали в управлении. — Такие иностранные товары не могут быть вывезены за пределы территории Калининградской области без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС».

Вывезти продукцию можно лишь после подтверждения ее статуса (российского или иностранного). В последнем случае придется уплачивать таможенную пошлину. Эта ситуация возникла с началом текущего года. «До 1 января 2018 года при вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (или изготовленных из товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны) и утративших потребительские свойства, таможенные органы руководствовались положениями статей 10 (пункт 2), 15 (подпункт 3 пункта 2), 24 (пункт 3) Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.», — отметили в пресс- службе.

С 1 января 2018 года, когда вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, таможня стала выполнять требования статьи 207 этого кодекса. Данной статьей установлено, что «действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается без помещения товаров под таможенные процедуры для упомянутой категории товаров» только лишь в случае, если они вывозятся с территории ОЭЗ для захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом. Соответственно, произведенной из отходов продукции это не касается, и переработчикам необходимо доказать, что она была выпущена без применения иностранного сырья.

«Принимая во внимание вышеизложенное, хотелось бы подчеркнуть, что Калининградская областная таможня весьма озабочена неурегулированностью вопроса вывоза из Калининградской области отдельных категорий товаров, в том числе полученных из вторичного сырья. При поступлении соответствующих разъяснений от Федеральной таможенной службы мы незамедлительно проинформируем о них региональное бизнес-сообщество», — подчеркнули в пресс-службе.

Напомним, калининградские переработчики отходов столкнулись с невозможностью вывезти произведенные из отходов товары в «большую» Россию из-за того, что требуется подтверждение статуса своей продукции — то есть, необходимо доказать, что в качестве сырья не использовались отходы товаров, произведенных за рубежом. Это грозит полной остановкой работы перерабатывающих предприятий. Региональные власти заявляют, что нынешняя ситуация стала для них полной неожиданностью.

От администратора: вопрос встал очень остро и подлежит дальнейшему рассмотрению и доработки. Нам обещали сообщать о всех изменениях и решениях.

Для информации:

Статья 183. Отходы (актуальна на 2016 г.)

1. В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.

2. Для целей обложения таможенными пошлинами, налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Таможенная стоимость отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

3. При невозможности определить таможенную стоимость отходов методом по цене сделки с ввозимыми товарами, методом по цене сделки с идентичными товарами или методом по цене сделки с однородными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенная стоимость отходов определяется в размере одной из следующих величин:

цены продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;

цены продажи товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, если указанные товары получены в результате аналогичной переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории и если это цена продажи при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;

цены сделки с товарами, являющимися идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в то же или почти в то же время, когда производится декларирование оцениваемых отходов;

цены реализации на внутреннем рынке Российской Федерации между невзаимозависимыми продавцами и покупателями товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате в Российской Федерации при реализации товаров.

Таможенное регулирование перемещения отходов через границу.

 21-04-2004

Перемещение товаров через границу регламентирует Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Основными инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, налог на добавленную стоимость, акциз и лицензирование. Налог на добавленную стоимость и акцизы уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При экспорте товаров, экспортер имеет право на возмещение налога на добавленную стоимость при налогообложении согласно статье 165 Налогового кодекса. Фактически, это право обеспечивает международную практику обеспечения защиты от двойного налогообложения товара при перемещении через границу, суть которого заключается в том, что налог на добавленную стоимость уплачивается только при ввозе товаров.

Постановление Правительства от 17 июля 2003 г. №442 «О трансграничном перемещении отходов»устанавливает требования к участникам трансграничного (транзитного) перемещения отходов и вводит два перечня опасных отходов, указанных в Приложениях 1 и 2.

Ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложении N 1 к Правилам, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

В основном эти ограничения распространяются на перемещение опасных отходов. Тем не менее по действие этого постановления попадают такие виды отходов, как использованные шины, алюминиевый шлак, отработанные аккумуляторные батареи и пр. Однако стоит учесть, что экспорт обозначенных в этих перечнях отходов практически лишен коммерческого смысла в виду отсутствия спроса. Лицензирование трансграничного перемещения опасных отходов практически не касается видов вторичного сырья, экспорт которых позволил бы увеличит объем их использования или заготовки, хотя в отдельных редких случаях, это может стать существенной преградой для экспорта, скажем лома свинцовых аккумуляторов.

Несмотря на возможные препятствия, лицензирование трансграничного перемещения опасных отходов соответствует международным договоренностям, а работа с такими опасными отходами в любом случае требует получения лицензии на обращение с опасными отходами.

Другим регулятором внешнеэкономической деятельности являются таможенные пошлины. Порядок установления таможенных пошлин определяет Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе». Статья 3 этого закона определяет, что ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливает Правительство Российской Федерации. C 1 января 2002 г. вступил в силу Таможенный тариф РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830.

Ниже в таблице приведены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды отходов.

Код ТН ВЭД

Наименование товаров

Ставки ввозной таможенной пошлины, в % от таможенной стоимости или в евро

Ставки вывозной таможенной пошлины, в % от таможенной стоимости или в евро*

2306

Жмыхи и др. твердые отходы пр-ва растит. масел

5%

б/п

2619

Шлак и др. отходы пр-ва черных металлов

б/п

7%

2620

Зола и др. остатки содержащие металлы

5%

7%

3915

Отходы, обрезки пластмасс

10%

б/п

401220

Шины пневматические б/у

20 %, но не менее 6.2 евро/шт

б/п

4401

Древесина топливная, щепа, стружка, опилки

15%

б/п

4707

Макулатура и отходы бумаги

15%

10%

5103

Отходы шерсти

15%

б/п

5202

Отходы хлопка

б/п

б/п

530130

Очесы и отходы льна

15%

б/п

7204

Отходы и лом черных металлов

5%

15%, но не менее 15 евро/т

7302109

Рельсы использованные

15%

15%, но не менее 15 евро/т

7404

Отходы и лом медные

5%

50%, но не менее 420 евро/т

7503

Отходы и лом никелевые

5%

30%, но не менее 720 евро/т

7602

Отходы и лом алюминиевые

5%

50%, но не менее 380 евро/т

7802

Отходы и лом свинцовые

5%

30%, но не менее 105 евро/т

7902

Отходы и лом цинковые

5%

30%, но не менее 180 евро/т

81019700

Отходы и лом вольфрамовые

15%

6,5%

81033000

Отходы и лом танталовые

15%

6,5%

81042000

Отходы и лом магниевые

15%

б/п

81043000

Опилки, стружка, гранулы магниевые

15%

б/п

8908

Суда и плавучие средства на слом

20%

б/п

*) Применяются в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Участниками Таможенного союза являются Российская Федерация, Беларуссия, Казахстан, Кыргызская Республика и Таджикистан.

Таможенные пошлины широко используются как основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Вывозные пошлины являются инструментом ограничения вывоза продукции за пределы России за счет снижения прибыльности экспортных операций с такими товарами. Повышенные ставки вывозных пошлин применяются к товарам, вывоз которых по каким либо причинам нежелателен. Наибольшим давлением, в настоящий момент, со стороны вывозных пошлин подвергаются лом и отходы цветных металлов: медь, алюминий, никель и др. Цветные металлы широко используются в высокотехнологичных отраслях промышленности: оборонной, авиа-космической, электротехнической, радио-электронной, автомобильной. В месте с тем, цена на цветные металлы на международном рынке достаточно высока, что вызывает естественный отток части сырья за рубеж. Аналогичная ситуация складывается с отходами и ломом черных металлов.

Для заготовительных предприятий это, в первую очередь, означает снижение прибыльности основной деятельности. В то же время, следует учитывать, что отходы, на которые установлены высокие вывозные пошлины, используются наилучшим образом. Это объясняется тем, что за последнее время глубина переработки отходов черных и цветных металлов заметно выросла. Многие заготовители и переработчики вторичных металлов производят продукцию с высокой добавленной стоимостью и, как правило, эта продукция уже не относится к группе отходов. Примером тому может служить положение, сложившееся с переработкой лома и отходов алюминия. Многие предприятия, осуществляющие заготовку, имеют производственные мощности и изготавливают алюминиевые сплавы, как для потребителей внутреннего рынка, так и на экспорт. Если раньше производились в основном сплавы вторичные группы АВ, используемые в основном как раскислитель в черной металлургии, то сейчас изготавливаются высококачественные алюминиевые сплавы для различных отраслей машиностроения, как для литья, так и для обработки давлением. В качестве раскислителя сейчас используют низкокачественные лом и отходы алюминия (алюминиевые банки, ламинированная фольга и др.), причем на ряде предприятий для их обработки применяется высокотехнологичное оборудование, позволяющее добиваться необходимого качества и формы продукта.

Можно отметить, что высокие экспортные пошлины способствуют техническому перевооружению предприятий, т.к. заставляют предпринимателей производить более глубокую переработку отходов для того, чтобы за счет увеличения стоимости конечного продукта повысить рентабельность всего производства. К тому же, продукт переработки может облагаться гораздо меньшей экспортной пошлиной (например, для вторичных алюминиевых сплавов экспортная пошлина составляет 5%, против 50% на отходы), что дополнительно стимулирует глубокую переработку отходов.

В отношении отходов и лома черных металлов ситуация сложилась несколько иначе. Переработка черного лома в продукцию более высоких потребительских свойств, требует значительно более дорогого оборудования, чем в случае с цветными металлами. Как правило, это дуговые электропечи большой мощности и объема с системой непрерывной разливки. Хотя в мире существуют мини-производства, обеспечивающие местные нужды в сортовом прокате, в России такая практика только начинает проявляться. Основная масса заготовителей лома и отходов черных металлов производит фактически только подготовку сырья для плавки, т.е. для поставки на металлургические заводы. Организовать производство по глубокой переработке черного лома практически невозможно без значительных капитальных затрат, а зачастую имеет всевозможные ограничения со стороны энергетического обеспечения и экологических норм. К тому же, на внутреннем рынке в настоящий момент предложение металлопродукции превышает спрос, что также снижает инвестиционную привлекательность таких проектов.

Экспортные пошлины на отходы и лом черных металлов в основном влияют на внутренний рынок. Металлургические заводы имеют прямой интерес в высоких экспортных пошлинах на черный лом, что, в конечном счете, снижает его стоимость на внутреннем рынке. Ориентация на дешевый лом ни как не стимулирует металлургические заводы модернизировать свои производства. Одновременно, заготовительные предприятия практически не имеют достаточной свободы в выборе покупателя, ограниченные, к тому же, высокими транспортными тарифами. Это привело к значительному техническому отставанию предприятий, заготавливающих черный лом, от предприятий, работающих с ломом цветных металлов.

Отмечая регулирующую роль экспортных пошлин можно заключить, что существенного влияния на уровень использования отходов и вторичного сырья они не имеют. Несмотря на высокие (50%) экспортные пошлины на отходы и лом меди и алюминия объем заготовки этих металлов самый высокий среди цветных металлов. Следовательно, регулировать экспортными пошлинами уровень заготовки вторичного сырья практически нельзя.

Наиболее высокие импортные пошлины (15%-20%) установлены на так называемые «проблемные отходы», переработка которых в нашей стране вызывает больше всего трудностей. Особенно это касается автомобильных шин и судов на слом, ведь на сегодняшний день утилизация этих отходов убыточна и проводится за счет средств бюджета или сдатчиков. Функции импортных пошлин в отношении отходов имеют в основном природоохранное значение, т.к. в отношении востребованных отходов они установлены на низком, порядка 5%, уровне.

http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=53

Алексей Масленников
13.04.2004