17012302_304

Факультет «Социальный экскурсовод» —  это подготовка гидов-экскурсоводов из народа, то есть обучение людей, не имевших прежде отношения к туристической сфере.

Социальный это — порождаемый условиями общественной жизни, условиями той или иной общественной среды, общественной формации, т.е — общественный!

Слово происходит от лат.socialis — общественный.

Таким образом, социальный значит относящийся к жизни людей, обществу и все, что с этим связано.

Основная задача нашего экскурсовода оказание услуги в социальном туризме, туризме маломобильных групп населения и лиц с ограниченными возможностями и виртуальном туризме.

1. Социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Главная цель социального туризма – создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

Социальный туризм для пожилых — это новая форма обслуживания, направленная на сохранение здоровья, организации правильного и полезного отдыха, расширение круга общения по интересам, повышения работоспособности организма.

2. Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм.

Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.), к которой Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель — подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими.

В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.

Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия — социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности.

Туризм оказывает большое влияние на оздоровление пожилых и людей с ограниченными возможностями и  является фактором, противодействующим гипокинезии, которая деструктивно влияет на здоровье и психику. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, уныния, стресса, потери веры в себя. Через туризм осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья.

Во-вторых, туризм создает среду полноценного общения, в которой человек с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли.
Туризм устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых и инвалидов в общество.

3. Виртуальный туризм это пассивная форма туризма, позволяющая не выходя из дома посетить самые удивительные, экзотические места нашей планеты. Надо сказать, что виртуальный туризм не способен заменить те эмоции, которые получает человек в реальности.

Виртуальный тур рассматривается как способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства. В целом можно говорить, что виртуальный туризм подменяет собой и подлинное путешествие, и реальный туризм. Такое «туристское путешествие» более комфортно и удобно, безопасно, т.к. оно осуществляется в пределах дома.

  «Виртуальный туризм» делится на 2 составляющие: для маломобильной группы и подвижной группы населения из числа пожилых людей, и людей с ограниченными возможностями (инвалидов). «Виртуальный туризм» это:

- создание комфортных досуговых условий для пожилых людей и инвалидов;

- повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и инвалидов;

-  разработка и апробация новой формы досуговой услуги (виртуальный туризм) для получателей социальных услуг;

- преодоление социальной изолированности пожилых людей и инвалидов, посредством организации познавательного досуга.

Виртуальность дарит людям поистине неограниченные возможности. Такие популярные сайты, как Google и Яндекс, помимо своей основной функции поисковых систем предлагают массу других приложений. В том числе карты всех уголков мира.  Теперь можно в прямом смысле гулять по городам. Да, да, несколько щелчков мышью, пара нажатий на кнопки клавиатуры, и вот вы уже очаровываетесь Эйфелевой башней, проходите по сумрачным улицам туманного Альбиона, любуетесь видами Стокгольма. А вокруг — реальные люди, автомобили, поезда. Кажется, что они просто на секунду остановились, задумались, и уже через мгновение продолжат свой путь. Кроме того, эти порталы предоставляют бесчисленное количество фотографий самых разных точек земного шара. Еще Google дарит возможность совершенно бесплатно и в максимально комфортных для вас условиях проехать на поезде от Москвы до Владивостока. Под романтичный стук колес вы сможете полюбоваться прекраснейшими местами России: озером Байкал, рекой Енисей, Баргузинскими горами. При желании вы можете параллельно слушать произведения великих русских классиков. Виртуальный туризм вполне доступен и в наше время — это, к примеру, путеводители по музеем мира на цифровых носителях в частности с помощью гипертекстовой и мультимедийной World Wide Web. Конечно, виртуальность никогда не заменит реальные ощущения. Пусть даже вскоре можно будет и понюхать цветы на клумбах Берлина, и ощутить жару в пустыне Сахара и холод Антарктиды. Но теперь мы хотя бы так имеем возможность разбавить ярким пятном серые будни и в очередной раз помечтать, о том, чтобы поехать в заветное «туда».

Слушатели Факультета «Социальный экскурсовод» — это культурно-просветительское сообщество людей, интересующихся историей, культурой, экологией, природой, которые готовы обмениваться информацией, учиться разрабатывать и представлять собственный авторский продукт (прогулку, экскурсию, квест).

Социальный престиж этого вида деятельности основан на высокой оценке значимости экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы.

Экскурсовод – человек, который показывает туристам достопримечательности города – будь то курорт или крупный мегаполис, столица. Он курирует группу туристов, организовывая для них питание во время экскурсий, посещение музеев, памятников культуры, архитектурных шедевров, выставок, галерей, домов известных деятелей искусства и политики прошлого и т.д.

Экскурсовод обязан:

— Осуществлять сбор и изучение исторических материалов и документов, изучать архивные документы, данные статистических исследований и любые другие материалы и документы, которые содержат информацию об объектах экскурсий. Разрабатывать ораторское искусство, технику подачи экскурсионных рассказов, ответов на вопросы и публичных выступлений.

- Владеть информацией о месте и времени прибытия туристов, организовывать встречи с ними в заранее согласованном месте, удостоверять принадлежность людей к группе, определять количество членов группы, проводить протокольные мероприятия.

- Выбирать оптимальный маршрут для проведения экскурсии. Читать лекции по истории и культуре, разъяснять обычаи и традиции региона, знакомить туристов с достопримечательностями, использовать средства усиления голоса, рупоры и микрофоны на чтении лекций и публичных выступлениях.

- Проводить экскурсии, сопровождая их пояснениями, рассказами. Вместе с туристами осматривать экспозиции музея и, при необходимости, демонстрировать их членам группы.

- Инструктировать туристов о соблюдении ТБ и мер предосторожности. При осмотре экспонатов, следует быть предельно аккуратным.

- Отвечать на любые (кроме личных) вопросы туристов.

- Вести с туристами беседы и подключать, при необходимости, переводчика.

- Заполнять путевки, протоколы и другие экскурсионные документы (если это требуют условия проведения экскурсии для определённой группы).

- В случае получения туристами травм, или внезапного их заболевания, оказывать медпомощь, организовывать вызов служб спасения, а также медиков.

- Координировать действия членов группы в случае наступления ситуаций, опасных для жизни или здоровья. Принимать меры по устранению паники, сообщать в госслужбы и уполномоченные инстанции о возникновении ЧС.

- Организовывать отъезд группы, проверять необходимые документы, наличие билетов, денег, присутствия всех зарегистрированных участников.

 Современный экскурсовод — личность гармонически развитая, сочетающая в идеале богатые духовные качества (доброта, открытость, искренность), моральные качества (честность, порядочность, смелость, соблюдение правил поведения, принятых в обществе) и внешнюю привлекательность. Последняя очень важна для представителя публичной профессии, в том числе для экскурсовода.

Экскурсоводческое мастерство это умение подготовить и провести экскурсию, мастерство экскурсовода как представителя особой профессии с присущими ей особенностями, работника, владеющего суммой теоретических знаний и практических навыков. Профессиональное мастерство экскурсовода − это особый вид знаний, практических навыков и умений, высшая степень экскурсоводческого мастерства. Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. К слагаемым мастерства экскурсовода также относятся:

- эрудиция, интеллект, культурный уровень;

- знание методологии экскурсионной деятельности;

- знание методики подготовки и проведения экскурсии;

- владение искусством речи и навыками экскурсовода.

Владение основами логики, дающими знания о законах человеческого мышления, позволяет экскурсоводу глубоко, последовательно и доказательно излагать материал, раскрывать содержание экскурсии.

Знания психологии дают возможность экскурсоводу ясно представить свою деятельность с определенной социальной группой, имеющей свою социальную структуру, которой свойственны статусово-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Определяя экскурсию как педагогический процесс, педагогическое мастерство экскурсовода следует рассматривать как составную часть профессионального. Выполняя основные требования педагогики, экскурсовод умело использует во время подготовки экскурсии наиболее эффективные средства обучения и воспитания, формы передачи определенных знаний экскурсантам, формируя взгляды и убеждения, укрепляя связь обучения с жизнью.

Экскурсовод – это живая энциклопедия, живой Вики-проект. Поэтому, строго говоря, не имеют значения регалии экскурсовода, главное – чтобы он владел информацией и умел эту информацию донести до слушателя. Поэтому экскурсоводу важно быть хорошим рассказчиком.