Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Это изучение местным населением природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов.

Объектом изучения краеведения являются заповедные территории и административные районы, улицы, культурные и историко-бытовые ансамбли и памятники, жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д.

Калининградская область.

Необычна история нашего края. Она не похожа на историю ни одной из областей России. Имеющие многовековую историю, они хранят на своей земле следы древней старины. Жители нашего края встречаясь со старинной городской архитектурой, необычными памятниками, другими свидетельствами материальной культуры этого края, чувствуют своеобычность его истории. Ведь Калининградская область возникла на развалинах той части бывшей Восточной Пруссии, которая в результате победы Советского Союза над фашистской Германией передана нашей стране. Таково было решение Потсдамской конференции стран-победительниц в 1945 году. Затем решением советского правительства здесь была образована новая область РСФСР, и сюда стали приезжать переселенцы — владимирцы и воронежцы, костромичи и калужане, жители других областей. На израненной войной земле снова зарождалась жизнь. Сурово встречали переселенцев новые места — кругом руины, особенно в городах. Казалось бы, не хватит силы, чтобы вдохнуть жизнь в этот разоренный войной край. Но она нашлась, потому что было огромное желание действовать. Послевоенные неудобства и лишения воспринимались как неизбежные и временные, а великая победа над фашизмом и сознание сопричастности к ней рождали пылкую и незыблемую надежду на добрые перемены. И надежды первых переселенцев во многом сбылись. Теперь это край с развитой промышленностью, обширной транспортной сетью, научными учреждениями. Калининградская область — самый западный регион Российской Федерации — полностью отделена от России сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге её соседкой является Польша, на западе область ограничивает 140-километровое побережье Балтики. Область — самый маленький субъект Российской Федерации, с территорией — 15,1 тыс. кв. км и максимальной протяженностью с востока на запад 195 км, с севера на юг 110 км. Дата рождения Калининградской области 6 апреля 1946 года. В ней проживает более 930 тысяч человек, 80 % населения живёт в городах. В Калининграде (бывший Кёнигсберг) — 427,2 тысячи. В области действует режим особой экономической зоны, установлен льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической, действует льготный налоговый режим. Это активно привлекает деловых людей к сотрудничеству в сфере туризма. Регион становится экспериментальным центром, где моделируются обновлённая структура экономики и осуществляются самые различные инвестиционные программы. Калининградская область — край совершенно особой исторической судьбы. Странной и причудливой, с которой связаны судьбы великих философов и талантливых поэтов, политических гениев и злодеев, мастеров и мореплавателей. Судьба Восточной Пруссии наложила свой отпечаток на состав культовых сооружений. Здесь существовали протестантские и католические, иудаистские и баптистские, реформаторские и православные храмы. История многих из них связана с именами выдающихся деятелей. Символы Восточной Пруссии — орденские замки — будут сопровождать Вас во время обзорных экскурсий по области. Не случайно область называют янтарным краем. По богатству залежей солнечного камня Калининградской области нет равных в мире. Здесь сосредоточено более 90 % его мировых запасов.
Источник:  Библиофонд

Из истории города Черняховска (до 1946 Инстербург)

В 1336 г. у впадения реки Чернуппе в Ангерапп (Анграпа) Тевтонским (Немецким) орденом был основан замок Инстербург. Неподалеку находилась прусская деревушка Шпарге, под стенами замка выросли еще две слободы. В Шпарге в 1500 г. насчитывалось ок. 350 жителей и 60 домов, в 1541 это поселение получило рыночные привилегии, став «местечком Инстер». 10 октября 1583 г. маркграф Фридрих фон Ансбах даровал ему городские права, здесь было уже ок. 1200 жителей. Город Инстербург развивался, несмотря на бедствия: сильнейший пожар в 1590 г. (уцелели церковь, школа и 10 домов), нападение «московитов» в 1655, польского воеводы Гонсевского и татар, сжегших город и угнавших в рабство молодежь, в 1656, разграбление замка и города шведами в 1679, пожар в 1690, чуму в 1709, нашествие саранчи в 1711, падеж скота в 1712. В XVIII в. в город и окрестности переселялись немцы из Пфальца, с Верхнего Рейна, французы, голландцы, швейцарцы, зальцбургские протестанты. В 1723 г. все три поселения – собственно город Инстербург, замковая слобода (Фрайхайт) и Форштадт – были объединены. Городских стен Инстербург не имел, зато на въездах стояло 6 ворот, где взималась пошлина. Оживленная торговля с др. городами велась благодаря судоходному сообщению, которое улучшили в том же 1723 г., спрямив каналом излучину Ангерапп у трактира Пангервиц.

В Семилетнюю войну 1756–1763 гг., после победы русских войск над прусскими при Грос-Егерсдорфе (близ совр. пос. Междуречье), инстербуржцы дважды (1757, 1758) присягали российской императрице Елизавете Петровне.

К 1790 г. город населяло 4274 жителя, в основном занимавшихся сельским хозяйством, торговавших скотом и зерном. К этому времени были построены крупные фахверковые зернохранилища. В 1809 г. избрано первое городское представительство из 30 депутатов. 17 июня 1812 г., накануне похода в Россию, в Инстербург прибыл Наполеон для инспекции своих войск. Их пребывание здесь истощило местную казну и кошельки горожан. В декабре 1812 г. на улицах города появились казаки М.И. Платова с воззванием русского императора Александра I к жителям Пруссии. В Освободительных войнах приняли участие 115 ополченцев из Инстербурга, 28 из них пали в борьбе против наполеоновских войск.

В 1839 г. в городе прошел первый конный турнир. В 1860 г. была открыта железнодорожная линия Кёнигсберг – Инстербург – Эйдткунен. Началась застройка новых улиц – Банхоф- и Вильгельмштрассе (ул. Ленина и Пионерская), связавших вокзал со Старым городом. В 1864 г. введено газовое освещение, в 1874 появились мощеные тротуары, в 1899 – водопровод и канализация, в 1902 заработала Инстербургская узкоколейная железная дорога, в 1904 – электростанция. В начале ХХ в. Инстербург, ставший городом окружного подчинения, превратился в крупный железнодорожный узел, что стимулировало развитие промышленности.

В Первую мировую войну, с 24 августа по 11 сентября 1914 г., город занимали русские войска, вступившие на территорию Восточной Пруссии, выполняя обязательства перед союзными государствами. В Инстербурге размещались штаб 1-й русской армии под командованием П.К. Ренненкампфа и лазареты: этапный Владимирский и подвижной Мраморного дворца. 5 сентября 1914 г. на главной площади города (Альтер Маркт, ныне пл. Ленина) состоялся парад русских войск.

После войны, несмотря на кризис, город быстро развивался. Здесь в 20-е годы работало около 20 архитектурных бюро. Было застроено домами на 1-2 семьи выкупленное городскими властями обширное поместье Шприндт, выросли улицы и жилые комплексы к востоку от центра, образовалось уникальное парковое хозяйство. В 1926 г. Инстербург стал вторым городом Германии, где появились троллейбусы. Тогда же построены речной порт, крытый рынок, крупный комплекс для животноводческих аукционов, ипподром, где проходили международные турниры, стадион, бассейн. В 1935 г. сооружены аэродром и новые казармы. Накануне Второй мировой войны в городе было 43200 жителей (без военных). В годы войны в Инстербурге и на его окраинах размещались так называемые «трудовые команды» военнопленных красноармейцев из фашистских концлагерей Шталаг-1А и Шталаг-1Б.

22 января 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта взяли Инстербург штурмом. Город пострадал не только в ходе боев, но и от обстрела отступавших гитлеровцев. Картины горящего Инстербурга запечатлел в своих очерках великий поэт Александр Твардовский, специальный корреспондент газеты 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда», редакция которой находилась здесь в общей сложности несколько месяцев. Вскоре Инстербург стал «госпитальным городом»: в 1945 г., в разное время, в нем было развернуто до 80 госпиталей. Позже (в 1949 г.) на госпитальном кладбище (ул. Спортивная) был сооружен Мемориал советских воинов, павших в боях против фашистов: высокий обелиск, увенчанный звездой, и две скульптурные группы у его подножия. Над Мемориалом работали архитектор О. Закаменный, скульптор М. Прокофьева и «памятниковая команда» немецких военнопленных.

7 сентября 1946 г. город был назван в честь дважды Героя Советского Союза, командующего 3-м Белорусским фронтом, генерала армии Ивана Даниловича Черняховского. В 1948 г. на Привокзальной площади был открыт обелиск в честь героя, в 1950 на его месте установлен бюст полководца работы скульптора М. Прокофьевой, в 1977 г. этот памятник перенесен в одну из воинских частей, а на площади, получившей имя И.Д. Черняховского, открыт монумент работы московских мастеров – скульптора Б. Едунова и архитектора М. Насекина.

Уже в первые послевоенные годы в городе были восстановлены железнодорожный узел и речной порт, стали создаваться предприятия: гвоздильно-сеточный завод, горпромкомбинат, горпищекомбинат, промартель «Звезда» и др. В 1960–1970-х годах промышленное производство в Черняховске достигло своего расцвета. Такие градообразующие предприятия, как «Техмаш» (завод технологического машиностроения), деревообрабатывающий комбинат, авторемзавод, машиностроительный завод «Карат», кондитерская фабрика, маслозавод, кожевенный завод, комбинат панельного домостроения и др., отправляли свою продукцию не только в разные регионы Советского Союза, но и за рубеж. Многие строили свое жилье, имели подсобное хозяйство, детские сады, турбазы.

На восстановленном стадионе проводились соревнования различных уровней по плаванию, футболу, гандболу, легкой атлетике, городошному спорту. Любимая горожанами футбольная команда «Прогресс» (ранее «Металлург») и теперь является одной из лучших команд области.

Не угасли коневодческие традиции, их развитие связано прежде всего с конезаводом № 7 (позже конезавод «Калининградский», ныне конный завод «Георгенбург»), а также с конноспортивной школой, которой руководил Юрий Антонов: по его инициативе в 1995 г. на городском стадионе прошел этап Международного конного турнира по конкуру на Кубок Мира. Конный завод «Георгенбург» стал площадкой для целого ряда Международных турниров.

В 1990-е годы город переживал не лучшие времена, но в 2000-е он получил новый импульс к развитию. Заработали такие предприятия, как «Телеволна», «Альянс», «ИнтерДизайн» и др., началась застройка новой промышленной зоны.

В 2007 г. открыт памятник выдающемуся полководцу М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор В. Суровцев, архитектор В. Пасенко, Москва). В последующем возведены памятные знаки в честь воинов-интернационалистов, земляков – ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС, мемориал Черняховского, установлены памятные доски героям Грос-Егерсдорфа, сестрам милосердия, поэту Александру Твардовскому, летчикам авиаполка «Нормандия-Неман».

С городом связаны имена как немецких писателей (Э.Т.А. Гофман, В. Иордан, Э. Вихерт, Д. Лушнат, А. Бруст…), так и российских (М. Родионова, В. Кузнецов, А. Лунин),
Вс. Остен…). В разные годы в Черняховске снимали фильмы режиссеры Р. Батыров, А. Герман-старший, Н. Бирман, А. Карелин, А. Попогребский и др.

http://www.cher-info.ru/ru/o-grode.html